Понедельник, 06.01.2025, 06:28 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Лучше меньше, но лучше
Система образовательных учреждений в городе и на селе имеет существенные различия. Малочисленность учащихся требует большего финансирования и – по опыту и оценке уровня образования – ставит под сомнение, если применим такой термин, рентабельность содержания сельских школ. Казалось бы, чем меньше учеников в классе, тем качественнее они получают знания - известная практика. Однако на опыте районных школ это не срабатывает. Тот же ЕГЭ показывает, что класс из 2-3-х учащихся оказывается хуже подготовлен, чем стандартные классы в крупных школах. Реорганизация же школ ставит много вопросов: высвобождение педагогов, трудности с доставкой детей в соседние школы и прочие. Что ожидает образовательные учреждения ряда сел, и что планируется управлением образования в этом направлении, рассказывает начальник УООиП О.А.Попов. - В начале определимся с очевидной реальностью: оптимизация сегодня является назревшей необходимостью по многим объективным условиям. В дальнейшем поддержка некомплектных школ – в основном это вложение огромных средств – представляется нецелесообразной как по качеству образования, так и исходя из экономических возможностей района. В чем заключается оптимизация сети образовательных учреждений. Во-первых, перевод образования на нормативно-бюджетное финансирование, второй фактор – создание современных условий для повышения уровня и качества образования. Ситуация назрела давно, и только благодаря усилиям администрации района процесс некоторое время сдерживался. К примеру, в Илекском районе нет ни одной школы с количеством учащихся менее двухсот. В соответствии с положениями нормативно-бюджетного финансирования устанавливаются нормы выделения средств образовательным учреждениям на каждого ребенка: в населенных пунктах свыше 3000 жителей – 19 тыс. руб., от 3000 до 1000 - 29 тыс. руб., и менее 1000 – 50 тыс. руб., что и является определяющим фактором при формировании бюджетов школ. Эти средства идут как на зарплату, так и на оплату Интернета, закупку пособий... На данный момент полнокомплектной средняя школа считается при наличии более 100 учащихся, основная - более 50. Из основных у нас укомплектована только одна – Бродская, из средних – Октябрьская, Новоникитинская, Краснооктябрьская, Н.Гумбетовская, Булановская и Уранбашская. До недавнего времени через Совет депутатов мы проводили перераспределение средств для финансирования некомплектных школ, сегодня это противоречит закону. Школы, учителя и сами понимают неизбежность процесса и готовы к нему. Возьмем Ильинскую школу. Там обучаются 42 ребенка: есть классы по 1-2 ученика, если не ошибаюсь, шестого класса нет вообще… И как уже было отмечено, дети из таких школ показывают уровень образования ниже, чем в комплектных. Есть напряженность и с преподавательским составом. В частности, в Комиссаровской школе только 25% учителей имеют соответствующую квалификацию. - Можно уже сейчас назвать те школы, которые будут реструктуризированы? И в какой степени это, как исключение элемента социальной инфраструктуры, может повлиять, пользуясь терминологией государственных стратегий и программ, на «развитие», «укрепление», «устойчивость» сел? - Я бы не стал сегодня составлять список таких образовательных учреждений. Процесс этот непростой, и не стоит рубить с плеча. Могу назвать в качестве наиболее актуальной реструктуризацию Успенской, Ильинской и Белозерской школ. Говоря в целом, речь не идет о тотальном закрытии образовательных учреждений. Наиболее перспективными мы считаем переводы средних школ в основные, основных в начальные. Конечно, в таких случаях встает далеко не один организационный вопрос. В Кузьминовской школе 18 учеников. Если ее закрыть, что, по сути, и положено бы сделать, то детей придется возить за 40 км. в Н.Гумбет и обратно. Школам придется пересмотреть штатное расписание: снизить почасовую занятость педагогов, возможно, сократить непедагогический персонал. И в ряде ОУ это уже делается. Ситуация по каждой школе требует детальной проработки и взвешенных решений. Наш принцип – учесть в первую очередь интересы ребенка. Но, в перспективе планируется укрупнение школ и создание на их основе ресурсных центров с хорошей базой, которую пополнит учебный, технический инвентарь реструктуризированных школ: компьютеры, средства интерактивного обучения, лаборатории, инновации… Таких центров, по предварительной оценке потребностей и с учетом оптимального территориального распределения, будет около 12 в районе. Подвоз детей, считаю, не станет проблемой – его мы обязаны обеспечить. Когда родители будут уверены в надежности и комфортабельности перевозок, то обучение в современном ресурсном центре можно расценивать только со знаком «плюс». Школа должна развиваться, а не сводить концы с концами при выплате зарплат. Кроме этого в селах появятся необходимые дополнительные обустроенные площади под клубы, ФАПы, практически везде есть трудности с организацией детсадов. Еще пример. В Тверской области уже нет школ, обучающих менее трехсот детей. Что касается ущерба для социальной инфрастуктуры. Считаю, что в данном контексте оптимизация школ не повлияет на, скажем, отток населения. Для села намного важнее экономические рычаги того «развития». Будет работа, нормальные зарплаты, реалистичные возможности получения прибыли – отправлять ребенка со всеми условиями безопасности в хорошую «сильную» школу не должно стать для родителей проблемой. - Результаты ЕГЭ с каждым годом вас обнадеживают? Утверждают перспективы самой формы? - Во всех СМИ эта тема обсуждена, обыграна и представлена со всех сторон. И если в районе были учителя - несторонники ЕГЭ, то сегодня они приходят к выводу и оценке данной формы экзамена как доступного, эффективного, уравнивающего возможности поступления в вузы особенно для учащихся из сельской местности.
Беседовал Игорь НОВЫЙ
Категория: Мои статьи | Добавил: zarja (18.05.2010)
Просмотров: 434 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]