Каталог статей
Главная » Статьи » Мои статьи |
Проблемы сельсоветов - за круглым столом
В 2006 году, став экспериментальной площадкой для отработки основных положений ФЗ 131 «Об общих принципах реализации местного самоуправления в РФ», Октябрьский район снискал славу одной из пилотных территорий по разработке проектов нормативных актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления и сегодня с полным правом может именоваться экспертом в этих вопросах.
Более того, район готов представить практику работы представительных органов сельских поселений в условиях реформы местного самоуправления. И первым выступил с инициативой внесения в этот жизненно важный законодательный акт существенных поправок, дополнений и уточнений.
В пятницу, в рамках соглашений о сотрудничестве между Законодательным Собранием области и представительными органами муниципальных образований, на заседание круглого стола для обсуждения этой темы прибыли в райцентр не только председатели сельсоветов района, но и специалисты, консультанты отделов Законодательного собрания. Обсуждение практики работы поселений, связанной с нормотворческой деятельностью, формированием и исполнением бюджетов муниципальных образований, решением вопросов жизнеобеспечения, в том числе пожарной безопасности и благоустройства населенных пунктов, прошло в форме заинтересованного диалога.
Открывая заседание круглого стола, на правах председательствующего, депутат Законодательного собрания области В.А.Доценко заметил, что району вновь выпала нелегкая, в то же время почетная миссия. Нынешнее совещание – предикат к проведению трех зональных областных совещаний по вопросам местного самоуправления. Его задача – учтя все наработки, замечания, выработать алгоритм дальнейших действий по совершенствованию законодательной базы организации местного самоуправления.
Кромский А.С., глава района:
- Представить район и отдельно от муниципальных образований поселений рассматривать его развитие практически невозможно. Это единый организм, в котором, как кровоснабжающие сосуды, тесно переплелись полномочия глав поселений и района по решению вопросов образования и здравоохранения, жилищно-комунальных, культуры, строительства, пожарной и иной безопасности. Многолетний опыт убедительно доказал, что поселениям в одиночку большинство вопросов жизнедеятельности, пусть даже небольшой территории, попросту не решить. В то же время, без активного содействия глав поселений, например, в вопросах собираемости налогов (транспортного, земельного, подоходного) району не обеспечить выполнения возложенных на него полномочий. Именно поэтому муниципальный район и сельсоветы работают в тесном контакте, всемерно помогая и поддерживая друг друга. Причем, выработаны собственные формы такой работы: это и ежемесячные депутатские часы, и выездные семинары-совещания, в том числе с участием депутатов областного уровня, и ежегодные отчеты перед населением. Все это позволяет более оперативно решать возникающие проблемы. Достаточно вспомнить большое совещание в Комиссарово с участием представителей Законодательного собрания по вопросам развития личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств на селе. Только на этой территории через финансово-кредитный кооператив «Селянин» для ведения личных подсобных хозяйств было выдано 145 кредитов на общую сумму более 42 млн. рублей. В нынешнем году на отчетном собрании перед населением жители п.Российского обозначили проблему: в местной школе нет спортзала, а значит образовательное учреждение - лишится лицензии. Все мы понимаем, что такое большое село не должно остаться без школы. Несмотря на то, что денег на это в бюджете заложено не было, стараемся решить проблему. Пытаемся как-то помочь Краснооктябрьскому сельсовету - в поселке долгие годы нет клуба.
Доценко В.А.:
- Я считаю, чем быстрее район выработает совместный перспективный план развития, тем скорее жизнь войдет в нормальное русло, иначе так и будем латать дыры, не двигаясь вперед. Когда есть документ, выработан четкий алгоритм действий, обозначены приоритеты, ясны задачи – сразу становится понятно как, куда двигаться дальше. Думаю, главы сельсоветов со мной согласятся.
Провоторова Н.П., глава МО Васильевский сельсовет:
- Несомненно, правотворчество – одно из приоритетных направлений деятельности местного самоуправления, посредством которого реализуются его властные полномочия по управлению местным сообществом в рамках муниципального образования. И Устав – основной нормативный акт, обеспечивающий реализацию местного самоуправления.
Вспоминаю, сколько раз пришлось нам его редактировать, приводить в соответствие с меняющимся федеральным законодательством. Лишь в июне 2009 года после кропотливой работы над каждой статьей, массы консультаций с юристами Устав МО Васильевский сельсовет был принят в новой редакции.
За прошедший период времени муниципальные образования приобрели большой опыт в нормотворческой деятельности, большую помощь получаем мы от муниципального района, но не об этом сегодня хочется сказать.
В систему работы государственных органов входит неформальная передача полномочий по регистрации и учету граждан по месту жительства, ведению похозяйственных книг, содержанию биотермических ям и т.д. В связи с этим считаю необходимым на федеральном уровне незамедлительно решить вопрос о передаче фактически исполняемых муниципальными органами государственных полномочий с соблюдением установленной процедуры.
Мананников В.Д., глава МО Краснооктябрьский сельсовет:
- Полностью поддерживая коллегу, я хочу обратить внимание собравшихся на тему еще более важную и злободневную – формирование и исполнение бюджета, а также прогнозных показателей экономического и социального развития территории.
В складывающейся ситуации эффективная бюджетная политика ориентирована на постоянную адаптацию бюджетной системы к экономическим условиям и потребностям населения. Планирование бюджетных расходов осуществляется исходя из консервативного прогноза развития экономики.
Администрация сельсовета ведет активную работу по увеличению собираемости налогов. Однако здесь имеются сложности: земельные участки преимущественно не оформлены гражданами в собственность, следовательно отсутствует база для начисления данного налога. Существует проблема постановки на кадастровый учет земельных участков под индивидуальное строительство, перевод земель из одной категории в другую. Формирование базы налога на доходы физических лиц также имеет свои трудности.
Дело в том, что согласно Налоговому Кодексу, налоги предприятий, фактически работающих на территории МО Краснооктябрьский сельсовет, зачисляются по месту нахождения офиса. Такая же ситуация с транспортным налогом предприятий и организаций. Как бы то ни было, нами принимаются меры по развитию малого предпринимательства, а также личных подсобных хозяйств с целью сокращения безработицы и увеличения поступлений доходов в бюджет.
Однако из-за того, что население нашего сельсовета земельных долей не имеет, развитие ЛПХ в нашей местности проблематично. Осуществлен переход к режиму жесткой экономии бюджетных ресурсов. Реализуется программа повышения комфортности проживания и сохранения малых сел, а также создаются условия для развития подсобного хозяйства. Особое значение при этом имеет дорожное сообщение, в связи с удаленностью районного и областного центров, так как там находятся основные рынки сбыта продукции ЛПХ.
Автобусное сообщение организовано, однако межпоселковые дороги требуют капитального ремонта. Продолжается совершенствование механизмов муниципальных закупок за счет применения современных процедур размещения заказов, однако требуется упрощение их для сельских поселений с учетом специфики: котировки до 1 млн. рублей, нет конкурирующих предприятий.
Необходимо тесное взаимодействие на паритетной основе с муниципальным районом, в том числе софинансирование в области соцобеспечения, земельных, имущественных, некоторых других отношений из-за отсутствия специалистов в МО сельсоветов. Особенно актуально обеспечение администрации сельсоветов квалифицированными кадрами с обязательной индексацией заработной платы.
Продолживший разговор глава МО Марьевский сельсовет Кубасов В.И., нашел среди коллег поддержку, потому как повел речь о самом насущном и больном - тепло, водо- и газоснабжении поселений, а точнее тарифах на них.
Увеличение вдвое тарифа за электроэнергию невероятно осложнило и без того непростую ситуацию, ведь семь объектов соцкультбыта, включая систему водоснабжения, потребляют энергию. Увеличивая затраты на оплату этой статьи расходов, бюджет лишается возможности в полном объеме осуществлять другие полномочия. Подобная ситуация и с газообеспечением. Катастрофической можно назвать ситуацию с обеспечением населения питьевой водой. В 2006 году прекратило существование базовое хозяйство ООО «Куйбышевское», и водопроводные сети перешли в вотчину сельсовета. Первые два года только и делали, что латали дыры. Лишь в 2008 году удалось начать настоящий ремонт трассы. До сего времени администрация сельсовета фактически занимается хозяйственной деятельностью, выполняя роль обслуживающей организации. Попытки создать специализированное предприятие или кому-то передать водопроводные сети успеха не имеют, так как водоснабжение высокозатратное.
Считаю, что водоснабжение – задача государственных органов, ибо это один из источников жизнеобеспечения. Нужна финансовая поддержка из областного бюджета, льготы для организаций, осуществляющих обслуживание водопроводных сетей сел. И еще один парадоксальный случай из практики. Сельсовет, выполняя свои полномочия, осуществляет расчистку дорог зимой от снега. В нынешнем году выясняется, что просто расчистить проезжую часть недостаточно, необходимо соблюсти установленную ширину, иначе, как в нашем случае, инспектора ГИБДД обвинят нас в ДТП. Поневоле подумаешь, лучше бы не чистили совсем…
Доценко В.А.:
- Понимаю вашу боль. Но чтобы просить деньги где-то для прокладки, где-то для поддержания в работоспособном состоянии системы водоснабжения, надо знать конкретную сумму. Необходимо просчитать и потребности сельсоветов в специализированной дорожной технике.
Абушахмин Р.В., глава МО Имангуловский сельсовет:
- Виктор Иванович говорил о дороговизне электроэнергии, а мне еще на одном моменте хочется заострить внимание законодателей: нельзя ли отменить водный налог? Это тоже немалые деньги.
Доценко В.А.: - Что касается федеральных налогов, то мы не полномочны менять их или отменять. Однако никто не лишает нас возможности законодательной инициативы.
Попов Г.В., глава администрации района:
- Вопрос обеспечения жизнедеятельности населения практически неисчерпаем. Говорить можно много. Ко мне обращаются жители небольших сел с просьбами, жалобами на отсутствие электриков, имеющих допуск к тем или иным видам работ. РЭС обслуживает линии электропередач до ввода в дом, а дальше? Не будешь же вызывать из райцентра человека только для того, чтобы он заменил розетку. Полагаю, что опыт «Центрсельгаза» – в каждом селе свой газовик - может быть показателен и в вопросах электрообеспечения.
Слепов С.Н., глава МО Комиссаровский сельсовет:
- Меня, как и любого из здесь сидящих, совершенно не устраивает ситуация с лимитами, причем как на свет, так и на газ. Штрафы берут за все – за перерасход, за недорасход. Как можем мы прогнозировать зиму или лето, если даже гидрометеорологи постоянно ошибаются.
Доценко В.А.:
- Эти вопросы хорошо известны депутатам Законодательного собрания. Постоянно обсуждаем их, пытаемся решать. Увы, не все получается.
Цыгулев А.В., глава МО Булановский сельсовет:
- Спрашивать с глав сельсоветов за работу той же системы водоснабжения справедливым будет только тогда, когда сети будут стопроцентно исправны, а цена на электроэнергию приемлема и независима от произвола энергетиков. С 2006 года нерегулируемая часть потребленной электроэнергии выросла в семь раз. Более половины стоимости тарифа на воду составляют прямые затраты на оплату электроэнергии. Я уж не говорю о стоимости проектно-сметной документации. Сумм, которые просят за это проектировщики, нет ни в одном сельском бюджете.
Н.П.Провоторова:
- Не знаю, как у коллег, а для меня настоящей проблемой стало введение новых требований санитарно-эпидемиологических служб об обязательности патологоанатомического обследования умерших. Мало того, что услуга эта платная, так еще и транспортный вопрос встает. Как быть?
Желудков А.И., глава МО Новотроицкий сельсовет:
- А разве не проблема – организация пожарной безопасности в селе? Что касается первичных средств пожаротушения, то к сельсоветам замечаний нет, а вопрос непосредственно тушения пожаров по-прежнему остается открытым. Пожарные прибывают на место, как правило, когда тушить уже нечего. Созданием добровольных пожарных дружин ситуацию не изменить. А если человек пострадает на пожаре? Считаю, что создание пожарной охраны и наличие пожарного автомобиля в каждом селе – крайняя необходимость. И содержание ее должно осуществляться за счет федерального бюджета.
В плане благоустройства Комиссаровский сельсовет чаще всего называется в числе благополучных, может, поэтому, когда речь зашла о благоустройстве - как еще одном полномочии сельсовета, ведущий круглого стола дал слово главе С.Н.Слепову.
Оперируя цифрами, Сергей Николаевич рассказывал о том, как организует сельчан на борьбу с сорной растительностью, как по договоренности с «Преображенскнефтью» и фермерами освобождает село от навоза. Немаловажное значение уделяется фасадам частных домовладений и учреждений. Ежегодно проводится конкурс «Лучший дом, усадьба». На средства администрации приобретается штакетник для палисадов, а владельцы частных подворий монтируют его и красят.
Большая работа проведена в адресном хозяйстве: заменены практически все таблички на домах.
В нынешнем году большинство сельсоветов имели хоккейные корты, Комиссаровский сельсовет может похвастать спортивной площадкой в Новеньком и стадионом возле школы. В канун новогодних праздников состоялся торжественный пуск в эксплуатацию системы уличного освещения. Не остаются без внимания в сельсовете и вопросы озеленения. Только весной 2008 года было высажено порядка полутора тысяч саженцев сосен и елей. Занимается сельсовет и вопросом содержания и обустройства свалок твердых бытовых отходов и ям Беккари. И здесь без содействия фермеров и спонсоров относительного порядка было бы не добиться.
Поделился Сергей Николаевич и опытом работы административной комиссии.
Заседание круглого стола продолжалось уже более трех часов, переходя рамки установленного регламента, именно поэтому выступление главы МО Имангуловский сельсовет Абушахмина Р.В. об исполнении переданных государственных полномочий, а также нотариальных действий в МО Имангуловский сельсовет, по согласию, было сокращено до минимума времени. Однако Роберту Валеевичу удалось не только в нескольких словах охарактеризовать ситуацию, но и обозначить имеющиеся проблемы. Если в вопросах организации и ведения воинского учета, записи актов гражданского состояния все предельно ясно, то по регистрационному учету мигрантов имеется некоторая несогласованность действий с миграционной службой. Регистрация лица, приехавшего на новое местожительство, порой гораздо дольше трех дней, предусмотренных регламентом. Потому что не раз человеку, прежде чем получить прописку, приходится съездить в «паспортный стол», в сельсовет… Людям – неудобства, нам – нагрузка. А полномочия эти не финансируются.
Очередную дискуссию вызвало в зале выступление главы МО Нижнегумбетовский сельсовет Иделева Н.И., потому как касалось оно сферы торговли, бытового и культурного обслуживания. Все мы являемся потребителями, и на собственном опыте знаем, что зачастую грубо нарушаются сроки и условия хранения продуктов. Увы, сельсовет не имеет полномочий по закрытию торговых точек, привлечению продавцов к ответственности за просроченный или некачественный товар. А с заявлением в Роспотребнадзор или в комитет по защите прав потребителей обратится не каждый. В плане организации досуга населения и привлечения к занятиям спортом особых проблем нет. Дома культуры и клубы работают во всех селах. По возможности проводятся ремонты. Несмотря на то, что спортинвентаря катастрофически не хватает, гумбетовские спортсмены прочно удерживают лидерство.
- Точка в выступлении Н.И. Иделева не окончательная в дискуссии по вопросам реализации местного самоуправления, - подвел итог совещания Доценко В.А. – Уверен, что наш разговор не прошел бесследно. Сегодня мы обозначили проблемы, теперь вместе будем думать, как их решать.
Людмила ДЕМИДОВА | |
Просмотров: 2813 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |